- Ассортиментный набор
-
Ассортиментный набор [bill of goods, commodity bundle] — совокупность разнородных благ (в частном случае — товаров), рассматриваемых в экономико-математических моделях как единое целое (применяются также термины «набор«, «комплект«).
Понятие А. н. применяется в анализе производства, в анализе спроса и потребления.
Например, при определении оптимального плана предприятия важно, чтобы весь ассортимент его продукции, а не отдельные ее виды соответствовали потребностям (директивному заданию, рыночному спросу и т.п.). Существует класс задач линейного программирования, в которых критерием оптимальности является максимальное количество ассортиментных наборов, включающих разные виды продукции в пропорции, заданной планом («ассортиментные задачи«). На рис. к статье «Кривые безразличия» показываются соотношения между набором x1, y3, наборами x2, y2; а также x3, y1 и т.д.
Математически А.н. описывается вектором, компоненты которого — количество благ каждого вида («вектор благ«):
x = (x1, x2, …, xj, …, xn),
где n — число наличных видов товаров, xj — количество блага j-го вида (j=1, 2, …, n).
Если считать, что все товары обладают свойством произвольной делимости, то может быть приобретено любое неотрицательное количество каждого из них. Все возможные наборы товаров в совокупности образуют векторное пространство товаров (commodity space):C = {x = (x1, x2, …, xn) ¦ xj ≥ 0,
j = 1, 2, …, n}.Пространство C является неотрицательным ортантом евклидова пространства, замкнутым и выпуклым множеством.
Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. Л. И. Лопатников. 2003.